Наверх
 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 Вход в систему    Карта сайта    
назад

Традиционные формы и средства башкирского народного воспитания.

Еще до принятия ислама башкиры имели свою самобытную культуру, и важнейшая ее часть составляло народное воспитание, которое было определяющим фактором подготовки подрастающих поколений к самостоятельной жизни и труду. Характерными формами и средствами народного воспитания являлись традиции, обычаи, обряды, общественное мнение.

Со временем эти формы и средства изменились, став частично достоянием семьи и функционируя в сфере семейного воспитания, а отчасти имели решающее значение для обучения и воспитания детей через систему учебных заведений.

Содержание традиций имело этнический, национальный и географический характер, но способ реализации их носил интернациональный окрас.

Традиции народной педагогики предполагали ускоренную адаптацию детей к условиям жизни, среды и помогали усвоить социальные правила. Важное значение имели трудовые и нравственные ситуации, из которых дети должны были самостоятельно находить выход.

Выразителем традиций народного воспитания выступала семья, которая отвечала за приучение детей к ответственности за возложенные на них поручения.

Среди форм выражения народных традиций отмечаются: поведение, конкретные поступки и дела, отношения, мнения, ценностные ориентации, обычаи, обряды. Выделяется доминирующая их функция - включение подростков в жизнь и труд. Древние народные моральные принципы равенства, справедливости, коллективизма, прежде неустойчивые, становятся постепенно незыблемыми нравственными нормами.

Издавна у башкир существовали определенные предписания: что и в каком возрасте должен делать мальчик или девочка. Воспитывая в ребенке привычки, родители объясняли традиционные правила, требуя неукоснительного исполнения их.

Таким образом, сложились обычаи народного воспитания, как "одна из сторон действия правил, норм, выраженных в традициях в тех или иных условиях", - пишет А.М.Сафин.

Значительную роль играл обычай помощи, связанный с выполнением хозяйственно-бытового труда, всеми общинниками в период уборки урожая, пахоты, сенокоса, заготовок леса и др. Подростки состязались по различным видам труда, тем создавая о себе положительное мнение умельцев и мастеров.

Среди обычаев отмечают большое значение сходок, неформальных коллективных встреч, хороводов, посиделок, гостеваний, коллективных кушаний в семье, где родители выезжали из дому. Гости и приготовляли кушанье "из общего приноса", спиртное не пили; помогали остающимся по хозяйству; устраивали игры, хороводы пение песен, рассказывание сказок, небывальщины. Все это обязательно сопровождалось исполнением данного старшими "уроком", трудовым заданием на вечер. Работы на подростковых посиделках (например, осенью - валяние войлока) проводились под присмотром (а значит воспитывающим, обучающим воздействием) взрослого, считающегося знатоком дела.

"В системе этнопедагогики имеют определенное значение обряды. Являясь результатом теоретического обобщения опыта народного воспитания, они стали средством общественного управления процессом включения детей в жизнь и труд. В связи с этим обряды возводились в традицию".

В сфере народного воспитания проводились обряды имеющие различное значение. Одни из них проводились по инициативе родителей с привлечением взрослых. Таким являлись, например, исем туйы (именины), балигу тулыу (совершеннолетие), деслашиу (установление отношений преданной дружбы). Взрослые проводили обряды с участием детей: знакомство (ташышыу), ашка алыу (приглашение в гости).

Часть обрядов совершалось по инициативе самих детей, такие как айбер ташлашыу (обмен ценностями), годуклашыу (братание с одногодками, уходящими на военную службу). Они накладывали предусмотренные нравственные нормы и правила по отношению к товарищам. В семьях, по приглашению родственников и соседей, проводились обряды совершеннолетия (для девочек - в 14, для мальчиков - в 16). В результате церемонии подросток получал право считаться взрослым человеком и должен был демонстрировать свою взрослость: девочка дарила родителям и родственникам изготовленные собственноручно изделия; мальчик-подросток проявлял свои умения по обслуживанию гостей при встрече и проводах домой. Обязательным для подростков было строгое соблюдение установленных нравственных норм.

По инициативе девочек в возрасте 10-12 лет проводился обряд эхирэтлэшеу (установление пожизненных дружеских отношений). Девочки становились подругами с целью готовности оказания помощи друг другу в любых ситуациях. Кроме того, они обязывались проявлять уважение к родителям и другим людям, соревнуясь в демонстрации лучших черт своих характеров.

Большое социальное значение имел обряд алыу (приглашение в гости). Основными участниками обряда являлись, как правило, люди, имевшие большой жизненный опыт, пользовавшиеся высоким общественным статусом, а также подростки, юноши и девушки, которые стояли перед социальным и профессиональным выбором либо выполнением ответственного гражданского долга. Гость, направляемый вопросами главы семьи, рассказывал о своих впечатлениях, заботах, переживаниях, давал исчерпывающие ответы на вопросы, важные для будущего подрастающих детей.

Дети обязаны были показать свои лучшие качества, черты характера, умения, знания; гость должен был оценить их возможности.

Взрослые участники обряда демонстрировали уважительное отношение к приглашенному, его жизни, работе, характеру и условиям его труда.

Установлению дружбы с представителями иных национальностей посвящался обряд танышыу (знакомство), участниками которых являлись члены двух семей. Семья, принимающая гостей, встречала их в празднично убранном жилье и соответствующем одеянии, проявляя повышенное внимание и уважение. Этот обряд приурочивался к каким-либо значимым событиям, сабантую, базарным дням.

Во время уважительной встречи приглашенной семьи в обязательном порядке признавались как общие для обеих семей привычки и обычаи, так и черты национальных обычаев, выражающие уважение к человеку вообще, а не только как к гостю. Обряд знакомства налагал на его участников обязанность уважать нового знакомого, его семью и односельчан, всегда быть готовым помочь, а по необходимости - защищать их национальное достоинство.

Обычай гостеприимства содействовал воспитанию у подрастающего поколения таких моральных качеств как дружба и товарищество, честность и щедрость, уважение, чувства гражданского долга, гуманизма.

Народная педагогика вбирает в себя различные традиции, обычаи, устное народное творчество, праздники, торжества, игры, традиции в связи с рождением детей и со смертью человека.

Привычки становятся устойчивыми нормами отношений, а наиболее существенные из них становятся традициями. Обычаи и традиции становятся живой связью морально - педагогической культуры различных поколений, служат социальным механизмом удержания морального опыта и средством его производства в новых поколениях.

Многочисленные народные обычаи и традиции, благодаря своей эмоциональной окрашенности, были эффективным средством нравственного воспитания подрастающего поколения. Из всех сфер общественного сознания они больше всего связаны с моралью, нравственностью. В настоящее время они должны быть поставлены на службу в школе и через школу влиять на воспитание школьников в семье, обществе. В этом процессе сами традиции обогащаются новым содержанием, связываются с актуальными проблемами и приумножаются, отмечает Ю.З. Кутлугильдина.

Патриотические традиции башкирского народа находят отражение в богатом фольклоре, историко-этнографических материалах. Русский фольклорист академик Соколов Ю.Н. говорил: "В условиях многонационального Башкортостана знание, но и для других народов. Использование этих прогрессивных обычаев и традиций позволит не допускать национальной розни и конфликтов, а также поможет оптимизировать процесс воспитания".

Патриотические традиции башкирского народа не ограничивались узкими рамками своей национальности, а включали в себя дружбу и уважение, сочувствие к представителям других народов. У народов, населяющих Башкирию - башкир, русских, татар - очень много сходных сказочных сюжетов, возникших на основе многолетней совместной жизни, отражающих их стремления, борьбу, имеющих общих героев, образов, что объясняется сходными экономическими условиями, историческими судьбами.

Кубаир - специфический жанр башкирской народной поэзии, созданный исключительно для патриотического воспитания. В кубаире воспевается красота и любовь к родной природе и героического деяния, подвиги народных батыров. Назначение батыра народ видит в служении людям во имя добра, благополучия и счастья. Это одноименные герои эпосов "Алпамыша", "Кузыкурпес", "Алдар и Зухра", "Урал батыр", "Акбузат", "Последний из рода Сартаевых" и др. В них отразились обобщенные черты башкирского народа. Батыр воюет за справедливость, свободу, независимость своей страны. Например, Батырша, Акай, Кучум, Кусяк би, Салават-батыр.

Целый цикл произведений народного творчества посвящен Уралу - Родине башкир. Урала-батыра можно сравнивать с образами Геркулеса, Фауста, Прометея. В народной песне "Урал" рассказывается об отчаянной кровавой борьбе башкирского народа за свободу и независимость, против захвата башкирских земель.

Башкирский народ, живя на лоне богатой и разнообразной природы Урала, хорошо знал законы природы, обожествлял природу Урала и был поэтической натурой. В народе было очень много певцов - импровизаторов, поэтов, песенников, сказателей, сэсэнов - народных педагогов, сказочников.

Башкирский народ связывает жизнь с трудом, видит в труде основу всех благ и счастья. В древней башкирской летописи "Шэжэре Мамбетского народа" есть такая пословица: "Не потрудишься, пока земля черна, не покрыта еще снегом, - останешься с пустыми руками".
"Изучение литературы и наблюдения за семьями, где сохранились народно-педагогические традиции, - отмечает К.Ш. Ахияров - позволяют выделить этапность работы родителей по формированию у детей готовности к труду, не нарушая ответственности хода жизни".

В семьях с народно-педагогическими традициями постоянно подталкивают ребенка к самообслуживанию и каждое новое умение по самообслуживанию, замечается, одобряется родителями.

С раннего самообслуживания начинается  нравственное развитие ребенка, деятельность восприятие нравственных норм, стремление к высоким нравственным оценкам. Обучение ребенка самообслуживанию проводится в соответствии с принципом природосообразности и психологическим законом <зоны ближайшего развития>, открытым Л. С. Выготским.

С подрастающим ребенком родители говорят о цене трудовых денег, вещей как продукта природы и труда многих людей, о труде как источнике жизни, т.е. идет экономическое и экологическое воспитание.

Примерно с двух лет ребенок включается в трудовой процесс семьи. Посильные виды труда должны стать его постоянной обязанностью.

У башкир, татар и у других народов нашей страны был обычай закреплять за ребенком молодняк скот. Например, у башкир: "Был бызау Камилдыкы була!" ("Этого теленка отдаем Камилю!") - объявляли родители, и Камиль ухаживал за ним, пас, кормил и поил. Такой обычай сохранился и до сих пор. Из шерсти закрепленных ягнят валяли валенки, вязали варежки, носки. Этим подчеркивались роль хозяина, поощрялся труд. Подобный способ привлечения к труду налагал на ребенка ответственность за живое существо, приучал выполнять постоянные поручения.

Для того, чтобы позитивное отношение к труду стало чертой личности ребенка, Г.Н. Волков на основе изучения чувашской этнопедагогики рекомендует время от времени давать детям разовые крупные и мелкие трудовые поручения. Это вырабатывает у детей готовность к труду, закаливает характер, волю, расширяет кругозор, развивает способности и умения распределять свое внимание и динамично переключаться с одного вида трудовой деятельности на другой.

В ходе постоянного формирования готовности к труду в духовном мире ребенка происходят сложные процессы - формируются социальные, экономические, эстетические, нравственные мотивы труда, поэтому роль родителей в жизни подрастающего поколения неизмеримо велико.

Важным этапом формирования готовности к труду является ранняя профориентация. Прежде всего, родители ориентируют детей на свои профессии.

В народной педагогике заложен принцип обучения мастером своему ремеслу. Ученичество и обучение проходит в русле педагогических отношений, которые складываются в общинах, где функционирует народная педагогика, однако они умело могут использоваться и в современной педагогике.

Произведения устно-поэтического, музыкального и хореографического творчества у разных народов также являются прекрасным материалом для строительства нравственного мира, помогают вырастить в душе ребенка иерархическую лестницу ценностей.

У многих народов, по свидетельству Г.Н. Волкова, многие трудовые операции сопровождаются исполнением хоровых песен. Башкирская народная песня способна воспитать у подрастающего поколения не только интерес к ней, но и помочь ему глубже понять и прочувствовать истоки прошлого, узнать и полюбить традиции, обычаи, характер и духовный мир своего народа, культурные достижения.

Народные песни, танцы, как и устно-поэтическое творчество не только являлись отражением истории, быта, культуры этносов, они были непременным элементом самой жизни - труда и отдыха, праздников разных народов.

Пройдите авторизацию

гружусь...
гружусь...