Наверх
 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 Вход в систему    Карта сайта    
назад

Cистемный подход к построению воспитательного процесса

Системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе существуют с древних времен. Их возникновение и развитие связаны с именами таких известных философов и ученых, как Аристотель, Платон, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, В. Шеллинг, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ч. Дарвин, Д.И. Мен-делеев, А.А. Богданов, Н. Винер, Л.С. Выготский и др. Однако признанным научным направлением системный подход стал лишь в конце 40-х - начале 50-х годов XX века. Его основателем считают австрийского биолога Л. фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем на философском семинаре в Чикагском университете.

Появление и становление нового методологического подхода обусловлено потребностями развития производства, науки и техники. К середине прошлого столетия большинство научных дисциплин существенно трансформировало предметы своего изучения, в качестве которых стали выступать множества взаи-мосвязанных элементов, т.е. системы. "Техника, - по утверждению Л. фон Берталанфи, - стала рассматриваться в категориях не отдельных изделий, а систем, включающих в себя не только разнородные технические процессы, но и отношения между человеком и машиной, а также многочисленные финансовые, экономические, социальные и политические проблемы".

Представляется очевидной необходимость использования системного подхода в педагогической науке и практике, ведь педагоги постоянно находятся и действуют в мире систем. К числу окружающих педагогов систем в первую очередь следует отнести личность учащегося, ученический и учительский коллективы, природную и социальную среду Педагоги-ученые и практики еще до появления понятии "системный подход" пытались овладеть системным стилем мышления и действий. Например, А.С. Макаренко сформулировал ряд положений, которые, несомненно, можно включить в современную концепцию воспитательных систем:

- человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается

- отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных;

- там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса;

- решающим в деле воспитания является не метод отдельного учителя и даже не метод целой школы, а организация школы, коллектива и организации воспитательного процесса

Однако от первых попыток системно мыслить и действовать, до появления в начале 90-х годов прошлого века теории воспитательных систем, как самостоятельного научного направления в педагогике, был еще долгий путь, что в который раз подтвердило справедливость известной истины каждому историческому периоду. В развитии науки и практики свойственны свои специфические идеалы научного познания, свои подходы к осмыслению и освоению при родной и социальной действительности.

Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.

Пройдите авторизацию

гружусь...
гружусь...