Наверх
 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 Вход в систему    Карта сайта    
назад

Программа асоциальных явлений

1. Паспорт

Наименование Программы Профилактика асоциальных явлений
Разработчик М.П. Колеганова, зам. директора по ВР
Цель программы - создание условий для формирования мотивации здорового образа жизни в молодежной среде, профилактика безнадзорности и употребления ПАВ;
- воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции.
Задачи программы
  1. Создать благоприятный психо - эмоциональный климат в образовательном учреждении для творческого эффективного взаимодействия педагогического и студенческого коллективов;
  2. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной среды образовательного учреждения: родительской общественности, студенческого самоуправления и педагогического коллектива;
  3. Обучать студентов эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества;
  4. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека;
  5. Оказывать преподавателям и родителям помощь в приобретении социальных знаний и навыков по профилактике ПАВ в молодежной среде.
Сроки реализации 2013-2015г.
Исполнители Органы управления колледжем, структурные подразделения, преподаватели, сотрудники, студенческая профсоюзная организация.
Источники финансирования - средства федерального и республиканского бюджетов;
- средства, полученные от внебюджетной деятельности колледжа.
Критерии и показатели эффективности реализации программы - повышение психолого – педагогической грамотности родителей и студентов;
- уменьшение факторов риска правонарушений злоупотребления наркотиками и другими ПАВ;
- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
- восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение;
- пробуждение самосознания, миропонимания и ответственности за судьбу Родины;
- знание прав и обязанностей гражданина своей страны.
Ожидаемые результаты реализации программы - формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у молодёжи;
- увеличение количества студентов, занимающихся профилактикой употребления ПАВ;
- сокращение количества студентов, попадающих в группу риска употребления ПАВ и правонарушений;
- создание здоровой и безопасной среды в ОУ.

Программа предполагает постоянный психодиагностический контроль состояния правонарушений, наркоситуации и употребления ПАВ в образовательном учреждении.

2. Обоснование актуальности программы

Современное общество оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения молодого человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаем такую ответственность, когда говорим о воспитании молодёжи потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень профессионального образования и быть востребованным на рынке труда.

В настоящее время, в значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышло наркотизация молодежи, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотребления ПАВ и алкоголем, повышение количества правонарушений. Анализ предыдущего периода работы выявил, что в «группу риска» попадают подростки из – за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо – эмоциональных особенностей, отсутствия толерантности у подростков, средовой адаптации. В реализации данной программы студенты являются не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и активными ее участниками.

Целью настоящей программы является:

  • создание условий для формирования мотивации здорового образа жизни в молодежной среде и профилактика безнадзорности и употребления ПАВ;
  • воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • создать благоприятный психо – эмоциональный климат в образовательном учреждении для творческого эффективного взаимодействия педагогического и студенческого коллективов;
  • разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной среды образовательного учреждения: родительской общественности, студенческого самоуправления и педагогического коллектива;
  • обучать студентов эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества;
  • осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека;
  • оказывать преподавателям и родителям помощь в приобретении социальных знаний и навыков по профилактике ПАВ в молодежной среде;
  • сотрудничать с УФМС, ОУУП и ПДН, администраций Ишимбая и Ишимбайского района.

Сроки реализации программы: сентябрь 2013 года – июнь 2015 года.

3. Принципы реализации программы

Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:

  • Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с подростками группы риска.
  • Аксиологичность: формирование у подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т. д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
  • Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
  • Последовательность (этапность).
  • Преемственность.
  • Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов подростка в области безопасности, здоровья и законодательства.
  • Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
  • Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
  • Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

4. Этапы реализации программы

Срок реализации программы: 2013 – 2015 учебные годы.

I этап (январь 2013 – июль 2013г.) – «запуск» программы (обсуждение, реализация направлений, отслеживание результатов, внесение корректив в содержание программы, разработка годовых планов деятельности).

II этап (август 2013 – декабрь 2014 года гг.) – реализация требований программы «Профилактика асоциальных явлений».

III этап (январь 2014 год – июль 2015 год) – оценка достигнутых результатов программы и определение перспектив дальнейшего развития.

5. Состояние профилактической работы

Одной из самых актуальных и социальных задач, стоящих перед учебным заведением, является поиск путей снижения роста правонарушений среди студентов и повышение эффективности профилактический работы. В колледже обращено серьезное внимание на педагогическую профилактику преступлений как систему знаний по предупреждению асоциальных явлений среди несовершеннолетних, а также методов воспитания и образования.

Для участников воспитательного процесса (зам. директора по ВР, классных руководителей, педагога–психолога, воспитателей общежития) проводятся обучающие семинары (на уровне города) и совещания по вопросам первичной профилактике наркомании.

С целью профилактики алкогольной, наркотический зависимости, обеспечения порядка и дисциплины в колледже ведется профилактическая просветительская работа через систему внеклассных мероприятий с использованием следующих форм работы:

  • обеспечение индивидуального подхода к студентам, находящимся в социально опасном положении;
  • включение в учебный план образовательных модулей, направленных на формирование правовой культуры, активной гражданской позиции;
  • организация участия студентов в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций, направленных на формирование гражданско – правового сознания;
  • использование информационных материалов, публикаций, плакатов, выставок, классных часов, внеклассных мероприятий по профилактике правонарушений.

В колледже ведется ежегодный статистический мониторинг по профилактике правонарушений среди студентов, результаты которого доводятся до педагогического коллектива колледжа на педагогических советах и совещаниях классных руководителей.

Профилактическая работа начинается с адаптации студентов первых курсов: единые тематические классные часы, встречи со специалистами, вовлечение с кружки и секции, усиленная индивидуальная работа классных руководителей, заведующих отделениями, заместителей, психолога. Здесь и диагностическая деятельность, наблюдение, информационно – просветительская работа. Именно первокурсников активнее всего вовлекают в студенческую жизнь, не оставляя без внимания и остальных студентов. Акция «Скажи наркотикам «Нет!», выступление агитбригад с целью пропаганды ЗОЖ, конкурс плакатов «Нет наркотикам!», классные часы «Умей сказать нет!», «Опасные удовольствия», «Я выбираю жизнь!», «Вредные привычки» и т д. , месячник правовой культуры «Закон и я», выставка специальной литературы, раздача листовок, акция «Здоровье нации – будущее России». Лекции врачей – специалистов, встречи с сотрудниками отдела Управления ФСКН, с инспекторами по делам несовершеннолетних УУП и ПДН, с инспектором ГИБДД, встреча со специалистами Регионального общественного социально – благотворительного фонда «Возрождение». Все встречи ориентированы на пропаганду здорового активного образа жизни, формирование антинаркотического мировоззрения в студенческой среде.

Одним из важных факторов профилактики является занятость студентов в свободное время, поэтому в колледже большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования и вовлечению подростков в кружки и секции.

В колледже работают две танцевальные студии: ансамбль народного танца «Юрматы» и ансамбль современного танца, вокальный ансамбль и ансамбль кураистов, клуб весёлых и находчивых «Нефтема», военно-патриотический клуб «Вымпел».

ГАОУ СПО Ишимбайский нефтяной колледж является лидером спортивного движения города, района и республики. В колледже созданы необходимые условия для раскрытия спортивного потенциала студентов: стадион, два спортивных зала, тренажёрный зал, тир. На базе колледжа работаю 8 спортивных секций, в которых занимаются 237 человек. Кроме того, часть студентов занимаются спортом в секциях вне колледжа.

В общежитии досуг студентов организован также всесторонне, осуществляется полный контроль за проведением свободного времени и отдыха. Различные вечера отдыха, праздники, лекции. К сожалению, далеко не всех «проблемных» ребят удается вовлечь в спортивную и культмассовую работу, привлечь к различным спортивным и творческим конкурсам. Поэтому большое внимание уделяется работе с группой целиком. Наши учебные группы – участники всех городских мероприятий, проводимых комитетом по делам молодежи: антинаркотические акции; мероприятия, посвящённые Международному дню борьбы со СПИДом; благотворительный марафон «Твори добро»; конкурсы профессионального мастерства; различные информационно - практические конференции; спортивные праздники.

В колледже работает Совет по профилактике правонарушений. В работе Совета участвуют представители учреждений здравоохранения, образования, органов внутренних дел, заинтересованных в профилактике правонарушений. Совет по профилактике правонарушений выявляет прогульщиков, трудновоспитуемых, вызывает их на свои заседания, решает вопросы снятия с учета трудных подростков, которые исправились и показали себя с хорошей стороны. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы дисциплины студентов, заслушивается отчеты классных руководителей групп, имеющих большое количество пропусков занятии без уважительных причин. В течение учебного года осуществляется чтение лекций врачами-наркологами, эпидемиологами, венерологами. Широко применяются ролевые игры. Не оставлены без внимания и родители. С ними проводятся встречи, беседы, родительские собрания. Одним из важных элементов профилактической работы со студентами является контроль эффективности проводимых мероприятий. Необходимо отметить, что поднятая проблема не оставляет студентов равнодушными, и они приветствуют здоровый образ жизни.

Результативны и консультации психолога. Психолог включается в работу с родителями: индивидуальные консультации, психолого – педагогическое просвещение родителей через лекторий и родительские собрания.

Результаты психолого-консультативной и профилактической работы помогают определить, в каком направлении нужно корректировать учебно- воспитательную работу в колледже, чтобы максимально реализовать возможности студентов в личностном и профессиональном становлении. В результате проводимой работы студенты ежегодно имеют взыскания за грубое нарушение дисциплины, в колледже сократилось число серьезных нарушений дисциплины и случаи наркомании.

Исследования, проводимые специалистами – психологами, показывают, что в настоящее время многие студенты обладают неуравновешенной психикой. Причин этому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители думают не о духовном потенциале, а о том, как прокормить семью.

Перед коллективом колледжа стоит сложная задача – изменить сознание и поведение студентов «группы риска» через педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, т. е. обеспечить каждому нуждающемуся в этом студенту педагогическую поддержку.

6. Ожидаемые результаты

  • формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у молодёжи;
  • увеличение количества студентов, занимающихся профилактикой употребления ПАВ;
  • сокращение количества студентов, попадающих в группу риска употребления ПАВ и правонарушений;
  • создание здоровой и безопасной среды в ОУ.

Пройдите авторизацию

гружусь...
гружусь...