Наверх
 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 Вход в систему    Карта сайта    
назад

Планирование работы классного руководителя

Планирование в значительной мере предопределять результаты и эффективность работы классного руководителя. Целенаправленное и четкое, оно помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения педагогических задач.

Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания. При таком подходе план носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой работы во многом зависят от того, насколько грамотно она планируется.

Предназначение плана: упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В самом общем представлении план документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

План будет помощником в работе, если при его составлении учитывается ряд требований.

  1. Целенаправленность, т е. планируемое содержание и формы работы, должна предусматривать реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должны способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику использования.
  2. Ориентация на реализацию потребностей и интересов подростков, на их развитие, что предполагает учет предложений обучающихся и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
  3. План должен быть результатом совместного творчества педагогов, студентов и их родителей.
  4. Связь педагогического процесса с жизнью общества, практической деятельностью подростков или молодежи, что означает создание условий для применения обучающимися знаний на практике; отражение основных событий в стране и в жизни коллектива; включение ребят в активную деятельность, преобразование окружающей среды.
  5. Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает:
    • разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей подростков; положительное влияние на разные стороны, свойства личности;
    • вовлечение студентов в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение старших подростков,
  6. Предусмотрена условий для выбора студентами различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
  7. Обеспечение преемственности содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы.
  8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого студенческого и педагогического коллективов, уровня их развития, сложившихся традиций; педагогическая обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива, каждая из которых может быть реализована конкретными делами.
  9. Реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход планирования можно представить тремя этапами:
    • составление классным руководителем проекта плана (его контуров);
    • коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов классным руководителем, сбор предложений, идей студентов, родителей, преподавателей, работающих в данной учебной группе);
    • внесение классным руководителем корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана.

При планировании работы классному руководителю необходимо учитывать:

  • результаты предыдущей работы и выводы, полученные в ходе анализа;
  • педагогические и организационно-педагогические задачи; материалы, рекомендации педагогических и методических исследований по работе с обучающимися и коллективом учебной группы, родителями;
  • передовой опыт коллег других СПО; возможности родителей, общественности; воспитательный потенциал социального окружения СПО предприятий, культурных учреждений; традиционные праздники учебного года; события, факты, связанные с жизнью страны, города (села); события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
  • традиции данного СПО, коллектива учебной группы; дела, проводимые ближайшими куль-турными учреждениями; планы студенческого самоуправления СПО;
  • предыдущие планы коллектива учебной группы и классного руководителя.

Необходимо различать планы работы классного руководителя, совместные планы преподавателей и обучающихся, родителей, а также планы самих подростков. Естественно, что все планы взаимосвязаны.

Так, план работы классного руководителя составляется с учетом тех дел, которые определены ребятами, в нем отражается позиция классного руководителя по отношению к этим делам или роль в их подготовке; помощь, консультации для организаторов дела, методическая работа с активом ребят, преподавателями СПО, родителями и т. п.

Классный руководитель может составлять различные планы:

  • план работы на год, полугодие, учебный семестр, месяц, неделю, день;
  • план работы или программа воспитания студентов по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например по нравственному воспитанию обучающихся, профориентационной работе;
  • план подготовки и проведения дела (родительского собрания, вечера, праздника);
  • план работы с творческим объединением, с родительским комитетом и т. п.;
  • план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.

В большинстве случаев основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (учебный семестр). Структура плана воспитательной работы может быть самая разнообразная. В настоящее время в методической литературе предложены различные варианты структуры плана. План воспитательной работы может включать следующие разделы:

  1. Анализ педагогической работы за прошедший учебный год.
  2. Задачи работы классного руководителя на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:
    • вытекают из анализа работы;
    • отличаются от задач предыдущего года;
    • конкретны и реальны для выполнения;
    • пронизывают всю планируемую работу с обучающимися и родителями, коллективом учебной группы.
  3. Работа с коллективом студентов.
  4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
  5. Работа с семьей, общественностью.
  6. Предполагаемый результат воспитательной рабо-ты и методики диагностики уровней воспитанности учащихся (студентов).

Классному руководителю необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности коллектива данной учебной группы, условия СПО, а также опыт своей работы. Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной группировки.

Пройдите авторизацию

гружусь...
гружусь...