Наверх
 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 Вход в систему    Карта сайта    
назад

Классный час № 5
Тема: "Твои права, подросток" (дискуссионная беседа-практикум)

Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто
вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития.
Ж. Ж. Руссо

Цель:

Воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу.

Ход классного часа.

Ситуация №1 "Какие права подростков закреплены в международных документах?"

Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти детские права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.

Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Самые известные из них - Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.

В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: "Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей, и во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности" Это словно призыв ко всем: заботьтесь о Детях, будьте ответственны по отношению к ним!

Конвенция о правах ребенка - большой документ. В нем 54 статьи. В отличие от Декларации, его подписывают представители государств, и, будучи подписанным, он является обязательным для них. Суть этого международного документа выражается в статье 3: "Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению прав ребенка".

В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:

  • основные права: на жизнь, имя, гражданство и т. д.;
  • призывающие обеспечить детям нормальную семейную жизнь;
  • права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести и т. д.;
  • права, сохраняющие детям здоровье и содействующие их физическому развитию;
  • права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;
  • права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях на войне, в заключении и т. д.

Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т. д. Все права принадлежат ему в полной мере.

Задание: Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие международные документы защищают права детей?
  2. К чему призывают эти документы?
  3. Какие права ребенка закрепляют эти документы?
  4. Почему некоторые права можно назвать "детскими"?

Ситуация № 2 "Кто главные защитники прав подростка?"

Конечно, главными защитниками прав несовершеннолетних являются их родители. Но они не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий главный защитник прав подростков - государство. Оно обязано выделять на нужды образования, культуры, здравоохранения, создания бытовых удобств, на питание детей необходимые денежные средства. В частности, государство обеспечивает уход за детьми, которые лишились родительской опеки. Большую роль в этом играют органы опеки и попечительства.

Эти органы призваны защищать права и интересы несовершеннолетних в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или длительного отсутствия и в других непростых случаях.

Органы местного самоуправления могут эффективно помочь детям в осуществлении их прав. Строительство школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений культуры - первоочередная забота губернаторов, мэров, префектов и других избранных "слуг" народа.

Право подростка на жизнь и воспитание в семье может решаться в судебном порядке как на муниципальном уровне, так и на национальном уровне с помощью международных механизмов. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свободы человека (в том числе ребенка и подростка), если исчерпаны все имеющиеся межгосударственные средства правовой защиты. В качестве примера можно привести специализирован-ные детский департамент Гаагского суда (Нидерланды).

Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека был учрежден в 1959 году в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека.

Задание.

  1. Как вы думаете, что входит в функции Европейского суда по правам человека? Какие вопросы он может решать?
  2. Кто обязан защищать права детей и подростков на межгосударственном и муниципальном уровне?
  3. Как вы думаете, какие права несовершеннолетних закреплены в постановлениях Правительства РФ?

Ситуация № 3. "Как повлияли на права несовершенно-летних новые изменения российского законодательства?"

В настоящее время обсуждаются проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года № 5487-1 N° 319470-3 (внесен Московской городской Думой, принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ № 415-IV ГД от 20.04.2004 г.) и проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 54 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" № 319472-3 (внесен Московской городской Думой, принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ № 414-IV ГД от 20,04.2004 г.).

Данные законопроекты вносят изменения в действующее законодательство, касающиеся возраста несовершеннолетних, больных наркоманией, которым может оказываться медицинская помощь без их согласия.

Так, проект № 319470-3 предлагает внести изменения в часть вторую ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В новой редакции предлагается закрепить положение о том, что несо-вершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Так, для несовершеннолетних, больных наркоманией, в возрасте от 15 до 16 лет предусматривается обязательное лечение без их согласия. Аналогичные изменения вносятся и в ст. 31,32,33,43 и 61 Основ законодательства.

Проект № 319472-3 вносит изменения в пункт 2 ст. 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8.01.1998 г. № 3-ФЗ. Предусматривается, что наркологическая помощь несовершен-нолетним, больным наркоманией, в возрасте до 16 лет оказывается без их согласия, но с согласия или по просьбе их родителей или законных представителей.

По мнению разработчиков законопроектов, увеличение возраста до 16 лет позволит медицинским работник как охватить группу несовершеннолетних, больных наркоманией, которые нуждаются в оказании медицинской помощи, но не подпадают под категорию лиц, для которых предусмотрено обязательное лечение.

В последних изменениях законодательства в области защиты жилищных прав несовершеннолетних все гарантии жилищных прав детей сохраняются в полном объеме для тех несовершеннолетних, которые являются собственниками (в том числе долевыми) недвижимого имущества, с которым совершается сделка. В случае совершения каких-либо сделок с их имуществом требуется соблюдение всех согласовательных процедур в органе опеки и попечительства. Это одно из базисных требований Гражданского кодекса. Оно осталось неизменным и основано на требовании абз. 2 п. 1 ст. 28 ГК РФ (во взаимосвязи с положениями п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ), согласно которому при сделках законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом требуется согласие органов опеки и попечительства.

В январе 2005 года вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 292 ГК РФ, согласно которой "отчуждение жилого помещения, в котором проживают

А) находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения;

Б) оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства".

Ранее же согласие органов опеки и попечительства требовалось во всех случаях, когда сделка совершалась с жилым помещением, в котором проживал (был пропиан) несовершеннолетний.

Происходят изменения и жилищного законодательства, связанные с введением е 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса - прекратили действие некоторые статьи Закона РФ "О приватизации жилищного фонда". В частности, с 1 марта исключена ст. 3, предусматривающая гарантии защиты жилищных прав детей (в виде контроля органов опеки и попечительства) при сделках i$ жилыми помещениями, в том числе таких категорий несовершеннолетних, как члены семьи собственников и бывшие члены семьи собственника.

Изменен и п. 2 ст. 292 ГК РФ. Теперь переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по общему правилу прекращает все права пользования жилым помещением членов семьи прежнего собственника.

Задание: Подумайте и ответьте на вопрос: "Расширились ли права несовершеннолетних в связи с новыми изменениями в российском законодательстве?"

Это ты должен знать.

Федеральный закон об ограничении курения табака от 29.06.2001.

Статья № 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет.

Статья № 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых сооружениях, организациях здраво-охранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти.

Нарушение положенных статей влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Минздрав России предупреждает: курение вредит вашему здоровью.

Российское право о юридической ответственности несовершеннолетних.

К юридической ответственности могут привлекаться люди с определенного возраста:

  • к гражданско-правовой ответственности частично с 14 лет, полностью - с 18 лет;
  • к дисциплинарной ответственности - с 16 лет;
  • к административной ответственности - также с 16 лет;
  • к уголовной ответственности с 16 лет, а в некоторых случаях - с 14 лет.

К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Права несовершеннолетних в области охраны здоровья включают в себя:

  • право на диспансерное наблюдение;
  • медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;
  • санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в соответствующих условиях;
  • бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности;
  • получение информации о состоянии здоровья в доступной форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с законодательством.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития могут по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, содержаться в учреждених социальной зашиты населения с оплатой за счет средств бюджетов, благотворительных организаций, родителей и т. д.

Рекомендации по результатам работы "круглого стола" "Право ребенка на семью: проблемы семейного устройства детей-сирот". (28 марта 2005 г., Москва, извлечения)

Констатируя, что:

Право ребенка на семью, необходимое для нормального развития ребенка и признанное приоритетным Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Российской Федерации нарушается в массовом порядке. Ситуация становится критической: поток социальных сирот неуклонно нарастает (сейчас выявляется 130 тыс. новых сирот ежегодно, общее число сирот России достигло 750 тыс.), детские сиротские учреждения переполнены. Все это происходит в условиях снижения детского населения России на миллион детей ежегодно.

Установленный российским законодательством порядок усыновления по принципу "ребенок для семьи"; и порядок информирования о детях-сиротах, живущих в учреждениях, превратил этих детей в заложников существующего законодательства (в результате чего внутрироссийское усыновление достигло неприемлемо низкого уровня, равного усыновлению за рубеж - 4% в год от общего числа 170 тысяч детей, разрешенных к усыновлению).

Экспертный совет предлагает:

  1. В целях совершенствования системы профилактики социального сиротства:
    • ускорить принятие законов, обеспечивающих формирование в Российской Федерации ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отно-шении несовершеннолетних и защиты их прав;
    • принять законодательные и административные акты, регулирующие исполнение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав координирующих функций, возложенных на них федеральным законодательством, а также акты, регулирующие учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации, детей уязвимых групп;
    • внести в законодательство правовую норму "семейного патроната", возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), необходимую для осуществления ранней профилактики семейного неблагополучия, проведения социально -реабилитационных мероприятий, не сопряженных с отобранием ребенка и разрушением семьи;
    • организовать выявление и раннюю профилактику семейного и детского неблагополучия во всех учреждениях "территории детства" (школы, детские сады, медицинские учреждения, родильные дома и т. п.).
  2. В целях развития усыновления, других форм семейного устройства детей-сирот разработать и принять Федеральную программу постепенного отказа от интернатной системы воспитания, основанную на принципе "семья для ребенка" и включающую следующие первоочередные меры:
    • преодоление недопустимой закрытости информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, для чего внести в законодательство изменения, допускающие выбор детей гражданами, получившими право быть усыновителями, непосредственно в детских учреждениях, а также изменения, допускающие (при условии соблюдения конфиденциальности информации о личности ребенка) создание живой внятной информации о детях-сиротах для последующего ее широкого распространения в печатных и электронных СМИ;
    • административное разделение управления процессами семейного устройства и управления системой детских сиротских учреждений, объективно заинтересованной в самосохранении...;
    • внесение в законодательство положений, позволяющих усилить органы опеки и попечительства уполномоченными учреждениями по оказанию услуг, связанных с семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе услуг по поиску, подготовке и сопровождению усыновителей и других замещающих родителей для этих детей...;
    • внесение в законодательство положения, устанавливающего понятия "патронатного воспитания" и "семейной воспитательной группы", возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), что позволит организовать работу детских интернатных учреждений и приютов органов социальной защиты по принципу "семейного воспитания"; для многих тысяч старших (старше 7 лет) воспитанников детских учреждений современной России эти формы семейного воспитания являются единственной возможностью покинуть детское учреждение и вырасти в нормальной семье;
    • повсеместная реализация региональных программ краткосрочного проживания воспитанников интернатных учреждений в семьях граждан, гостевых визитов, семейного наставничества и других моделей, создающих психологическую привязанность и побуждающих к приему ребенка-сироты на постоянное проживание в семье;
    • обязательное составление "Плана семейного устройства" для каждого ребенка - воспитанника сиротского учреждения;
    • проведение кампаний "социального маркетинга", направленных на вовлечение населения в процессы семейного устройства детей-сирот, реализация программ размещения в СМИ и в Интернете производной информации о детях, подлежащих устройству в семью, из государственного байка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
  3. В целях совершенствования процедур международного усыновления и недопущения его ограничения в ущерб интересам детей, нуждающихся в семейном устройстве:
    • ратифицировать Гаагскую конвенцию "О защите детей в области международного усыновления (удочере-ния)", подписанную Президентом России 7 сентября 2000 г.
  4. Для интенсификации семейного устройства особо уязвимой группы детей-инвалидов и тяжело больных детей:
    • законодательно установить особый режим усыновления для детей-инвалидов (т. е. возможность иностранного усыновления на равных правах с гражданами РФ, максимальная открытость информации о ребенке-инвалиде, нуждающемся в семейном устройстве, регулярный допуск представителей СМИ в психоневрологические интернаты органов социальной защиты и т. п.);
    • создать условия для реабилитации и образования ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье (кровной или замещающей), в том числе путем обеспечения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации доступного дошкольного (включая психолого-педагогическую помощь в раннем возрасте) и основного общего образования; создать нормативную и методическую базы интегрированного образования; расширить сеть специальных коррекционных классов в системе общего образования;
    • включить соответствующие меры в "Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду", определяющий также нормативы затрат на реабилитацию и образование ребенка.

Мини-итоги. Классный руководитель (куратор) внимательно выслушивает все суждения учащихся и обобщает их ответы.

Пройдите авторизацию

гружусь...
гружусь...