Концепция воспитательной работы колледжа.
Концепция воспитательной работы в Ишимбайском нефтяном колледже (формирование личности будущего высококвалифицированного специалиста в образовательной сфере средне специального учебного заведения)
Углубление и необратимость социально-экономических и политических преобразований в обществе ставит качественно иные задачи перед образовательной сферой, в том числе и в профессиональном образовании. Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена коренными изменениями в социально-экономической, политической и культурной жизни Российской Федерации и Республики Башкортостан, повлекшие за собой разрушение традиционных духовных, нравственных, культурных ценностей общества. В этих условиях возрастает ответственность системы образования духовное и физическое развитие молодого поколения. Ответственность перед обществом и природой, востребованность и спрос, а не распределение специалистов, товаров, услуг; профессионализм, а не идеологическая ориентация или партийная принадлежность; личностное отношение, а не пассивное исполнительство - эти критерии определяют новый взгляд на образование, воспитание и развитие личности, выдвигают феномен деятельности человека на одно из первых мест в производственной и социальной жизни общества, в образовании и культуре.
С указанными процессами тесно связано выполнение социального заказа образованию, направленного на удовлетворение потребности общества в подготовке подрастающих поколений к труду и социокультурной жизни, в передаче социального опыта. В состав последнего, помимо знаний о природе, обществе и производстве, входят знания о способах различных видов социальной деятельности и способы их осуществления, а также опыт творчества и опыт эмоциально-чувственных и ориентационно-ценностных отношений. В деятельности развивается психика человека, формируются его способности и личностные качества специалиста и гражданина. В ней же реализуются субъектные функции образования: развиваются сущностные силы и способности человека, позволяющие ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути; проявляются инициатива и ответственность; усиливаются возможности для личностно-профессионального роста, самоопределения, самореализации, саморазвития растущего человека. Деятельностный подход к организации учебной и воспитательной работы выступает в качестве общей концептуальной основы совершенствования воспитательной работы в современном колледже. Активно развивающийся в настоящее время субъектно-деятельностный подход означает превращение студента из объекта на который влияют обстоятельства, в субъекта, главенствующего над ними, в активно действующую личность на основе формирования в деятельности субъектной позиции индивида. Субъектно-деятельностный подход опирается на образ мира, понимаемый как система научно-практических методологических, мировоззренческих, морально-этических, ценностно-ориентационных компонентов, отраженных в представлениях субъекта об устройстве мироздания, его деятельности в различных сферах производства и социокультуры, в его субъектной позиции.
Система образования на современном этапе своего развития остро нуждается в гуманизации образования, поскольку гуманизм предполагает примат общечеловеческих ценностей - необходимое условие выживания. Необходимость гуманизации образования в профессиональной школе определяется, прежде всего, объективной социальной потребностью в специалисте творческом, способном к самостоятельным действиям с раскрепощенным от догм мышлением.
Проблема гуманизации профессионального образования является составной частью проблемы всех сфер жизни общества и тесно связана с необходимостью гуманизации научного познания. Объективная потребность гуманизации науки в настоящее время выражается в том, что в системе современного научного знания проблема человека все более выдвигается на передний план. В этой области смыкаются интересы фундаментальных гуманитарных и естественных наук. Единой науки о человеке пока еще не существует, хотя учеными всего мира отмечается тенденция к интеграции всех знаний о человеке и созданию общей теории.
Прежние приоритеты в подготовке специалиста с высшим или средне специальным образованием уже не удовлетворяют новым общественным требованиям, ориентированным на формирование гуманной личности. Рассматривая социальные и методологические проблемы гуманизации образования в машиностроительном техникуме можно прийти к выводу о том, что у каждого студента необходимо вырабатывать, наряду с высокими профессиональными знаниями, интерес к психическому миру человека, закономерностях его общения и взаимоотношений между людьми.
С точки зрения гуманизации общения по поводу управления учебным и воспитательным процессом должно выступать взаимодействие и взаимопонимание между его участниками, их взаимное доверие. Это создается на основе совместной работы для достижения совместной цели. Совместная деятельность педагогов и студентов создает психологическую защищенность внутреннего мира, обеспечивает личностный успех, развитие специфических способностей человека, уверенность в собственных силах.
Одним из факторов формирования деловых и нравственных качеств будущих специалистов в профессиональной школе является студенческое самоуправление. Вместе с тем это и фактор гуманизации средне специального профессионального образования в целом. Студенческое самоуправление как социальное явление и его развитие исследовано недостаточно. Система самоуправления студентов в ИНК внедряется уже в течение ряда лет и основное внимание в ней было направлено на изучение вопросов развития личности студента, формирования коллектива колледжа также социально-психологические аспекты студенческого самоуправления. Это связано с осознанием значимости "человеческого фактора". Самоуправление может быть рассмотрено в двух аспектах - самоуправление собственной деятельностью и самоуправление в группе, коллективе. Социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и характеру влияние порой диаметрально противоположное. В обществе существуют большие малые социальные группы. Человек подвержен влиянию и тех и других, но решающее воздействие оказывают последние, так как они опосредуют действия факторов, преломляя их через свою призму. Группа является наиболее благоприятной средой для эффективного воздействия человека на человека. От взаимоотношений между людьми в группе зависит формирование характера и направление развития творческих способностей человеческой личности.
Развитие самоуправления связано с внешними (объективными) и внутренними (субъективными) условиями.
- К первым относятся:
- процессы расширения демократизации в современном обществе;
- потребность страны в кадрах опытных, самостоятельно мыслящих, инициативных организаторов;
- традиции и опыт самоуправления в профессиональной школе;
- система законодательных актов, направленных на развитие студенческого самоуправления, изданных правительством РФ.
- Ко вторым относятся:
- подготовленность абитуриентов к участию в студенческом самоуправлении;
- перестройка мышления студентов и преподавателей, включая администрацию ИНК, в направлении приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости развития свободной, самостоятельно мыслящей личности будущего специалиста;
- уровень развития и демократизации коллектива ИНК;
- содружество и взаимодействие с профсоюзной и общественными организациями ИНК.
На сегодня сохраняются противоречия, детерминирующие проблемы студенческого самоуправления:
- психологическое - противоречие между потребностью общества в изменении мышления всех его граждан и неподготовленностью мышления, как отдельных студентов, так и преподавателей к расширению демократии в профессиональной школе, отказу от опеки и самостоятельной деятельности студентов;
- теоретико-методическое - противоречие между потребностью коллектива ИНК в теоретико-методических аналогах и отсутствием теоретико-методической литературы по студенческому самоуправлению и даже дефиниции термина "студенческое самоуправление" в педагогических словарях и энциклопедиях;
- юридическое - противоречие между стремлением студентов и преподавателей к законодательному гаранту своих прав и обязанностей в системе самоуправления и отсутствием четкого законодательного документа по данному вопросу;
- экономическое - между потребностью в действенном самоуправлении с реальной работой студентов в органах самоуправления и отсутствием фондов оплаты хозяйственных и организационных работ, выполняемых на началах самоуправления;
- педагогическое - противоречие между необходимостью тактичного участия педагогов в процессе студенческого самоуправления и неверным традиционным пониманием субъектно-объектных отношений в образовательном процессе ИНК
Попытки совершенствования средне специального профессионального образования, а также отмеченная тенденция к замене ценностных установок в массовом сознании прежде всего студентов свидетельствуют о том, что главное направление, объективно наметившееся и имеющая перспективу - обращенность к человеку, развитию которого должны служить все сферы общества, от производственной до духовной. В этих условиях гуманизации средне специального профессионального образования в самом общем виде можно определить реформирование профессиональной школы, при котором система учебно-воспитательной работы ориентирована на признание самоценности человеческой личности.
Таким образом, модернизация гуманизированной среды средне специального профессионального учебного заведения адекватна преобразованиям в обществе, определяющим новые требования к профессиональной подготовке и личности будущих работников; Базовое профессиональное образование специалиста обогащается гуманистическим содержанием, что, в свою очередь, оказывает влияние на процесс формирования специалиста нового типа - гуманиста; функционирующая система управления и самоуправления выступает фактором, оптимизирующим становление специалиста, характеризующегося гуманистическими качествами.
Федеральная и Республиканская программы развития образования акцентируют внимание на возвращение вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивают актуальность целенаправленного воспитательного процесса на всех уровнях системы образования. При этом исходным является положение о том, что студенты - это наиболее интеллектуальная, общественно активная часть молодежи, содержащая в себе огромный преобразовательный потенциал. В своей работе по воспитанию гражданина коллектив техникума придерживается как основы Конституции РФ и РБ, Конвенции о правах человека, Законов РФ и РБ "Об образовании". Концепции формирования гражданина нового Башкортостана и других документов, регламентирующих работу с учащейся молодежью.
Студенческий возраст - это период активного формирования личности, профессионального самоопределения и развития, осознания себя гражданином страны, своего ответственности за будущее страны и общества. Вместе с тем, отсутствие у будущих специалистов полноценного жизненного и социального опыта, неумение в полной мере реализовывать свои возможности и способности, рационально использовать свои силы и свободное время диктуют необходимость вмешательства взрослых в процесс личностного и профессионального роста молодых людей, создания нравственной и культурной среды, информационных, кадровых и материальных условий образовательного процесса и досуга студентов ИНК.
Создание системы воспитательной работы в ИНК предполагает разработку ее общетеоретических, методологических основ. Отправной точкой для разработки и принятия целостной концепции воспитания в системе профессионального образования является утверждение о том, что воспитание современного студента нельзя сводить к процессу формирования тех или иных качеств личности, его необходимо рассматривать как целенаправленный процесс и результат социально-культурного сотрудничества студентов с образовательным сообществом. Такой взгляд к организации воспитательной работы предполагает не формальное включение студентов "в заданные условия", приспособление к ним, а приобретение собственного опыта позитивных действий, самоорганизации в социально-культурном окружении. В условиях профессиональной школы особенно выделяется тенденция к активизации личности студента, к целенаправленному изменению его позиции от объекта воздействия до активного участника развития и преобразования собственного характера, становления гражданской позиции и профессиональной деятельности. Воспитание в образовательном учреждении призвано всеми своими средствами ориентировать реалистичное саморазвитие личности студента, защищая его в тоже время от навязывания ему ценностей и норм, чуждых процессу самореализации личности и профессионального становления.
Концепция представляет собой систему положений, определяющих цель, задачи, стратегию, направления и формы воспитательной работы с будущими специалистами. Она выполнена с учетом опыта воспитательной работы студенческой молодежи, традиций колледжа, а также сложившейся социально-культурной ситуации в обществе и в сфере образования страны. В ее основу положена идея целостного подхода к воспитанию в образовательном процессе ИНК, так и в системе подготовки кадров для предприятий машиностроения.