ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 Вход в систему    Карта сайта    
назад

Экологическое воспитание студентов.

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, всё более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание. Экологическое воспитание призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды.

В настоящее время всё чаще проявляется опасное заблуждение о превосходящем значении личностного над общественным. Поэтому развитие убеждённости в приоритете общечеловеческих экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных личностей и групп превратилось в сложную  нравственную проблему. Ни для кого не секрет, что в погоне за прибылью руководители промышленных предприятий часто забывают о том, что все мы - неотъемлемая часть природы и, заключая сделку с повестью, нельзя же поступить и с природой!

Формированию экологической нравственности и мировоззрения мешает представление о том, что человечество в своей хозяйственной деятельности ещё не перешло границ экологически дозволенных пределов. Отсюда вытекает ложное представление о возможности продолжения экономического развития посредством бесконечного увеличения потребления природных ресурсов: минеральных, водных, земельных, лесных, биологических, рекреационных и др.

Центральной частью экологического мировоззрения и культуры должно стать осознание необходимости социально - экологических обоснованных ограничений потребления. Пока же в мире господствует идеология потребительства, поэтому формирование экологического мировоззрения и соответствующего поведения представляет труднейшую задачу.

Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития личности студента.

Экологическое воспитание - это новое направление педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействия живой и неживой природы.

Именно поэтому сегодня подготовка педагога в системе образования должна строиться на гуманизации и личностной ориентированности, природособразности и культурообразности.

В настоящее время студенты нацелены преимущественно на получение экологических и природоохранительных знаний. Выработка же навыков использования этих знаний в различных ситуациях на практике у студентов в большинстве случае отсутствует.

В колледже на протяжении многих лет работают над проблемой практического применения экологических знаний. Во время прохождения такого вида учебно-производственной практики как полевая, студенты не только изучают различные природные общества, но и по возможности облагораживают изучаемую территорию: расчищают родники, обрабатывают стволы деревьев садовым варом (особенно в период весеннего сокодвижения, сооружают кормушки для птиц и т. д.)

В настоящее время экологическое воспитание рассматривается как составная часть всестороннего развития личности. При этом будущие учителя должны знать:

-    содержание и задачи экологического воспитания школьников;
-    формы и методы экологического воспитания;
-    о взаимосвязи экологического воспитания с умственным, трудовым, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием.

Большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмысливать полученную информацию. Поэтому особое внимание должно быть уделено содержанию педагогической практики,  включающей задания экологического содержания. Без особых трудностей возможна реализация задач экологического воспитания при поведении студентами педагогического колледжа пробных уроков в школе по предметам естественно-географического цикла (естествосознание, знакомство с окружающим миром и т. п.). Но решить данную задачу только на одном уроке невозможно: невозможно сформировать экологическую культуру ребёнка за два часа в неделю. Поэтому необходимо включать задания экологического содержания и на пробных уроках музыки, физического воспитания, труда и технологии, а также на уроках математики и развития речи.

Исходя из выложенного, можно сделать вывод. Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого-педагогический потенциал. Но без готовности личности правильно воспринимать окружающую природу, невозможна реализация многих функций. Например, животные и растения лишь тогда могут выполнять функцию партнёров по общению, когда личность готова их как субъектов, в противном случае они остаются "окружающей средой", удовлетворяющей потребности этой личности. В последние годы появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности, то есть активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе. Не обязательно быть экологом, чтобы любить природу, уважать её законы и разумно вести свою хозяйственную деятельность.

Поэтому экологическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы открыть личности описанные возможности взаимодействия с миром природы. В этом случае экологическое воспитание становится фактором общего развития и формирования личности.

Пройдите авторизацию

гружусь...
гружусь...